Michelin

logo-michelin.png

Французская компания Michelin, производитель дорожных шин, как правило, ассоциируется с логотипом фирмы. Это так называемый «Бибендум», который выглядит как стопка шин в образе человека. История компании имеет глубокие корни — она существует уже более полутора веков.

1898 год принято считать днем рождения официального символа компании, потому что именно тогда был готов первый рекламный постер с Бибендумом. Он был изображен в образе посетителя бара, предлагающего выпить из кружки, в которой находились различные предметы, представляющие опасность на дороге — гвозди, острые камни, битое стекло и так далее. Подписью служило следующее изречение в буквальном переводе: «За ваше здоровье, так сказать. Шины Michelin выпьют до дна все препятствия» (фр. «C’est a dire: A votre sante. Le pneu Michelin boit l’obstacle»). Другими словами, реклама давала понять потенциальному потребителю, что шины Michelin смогут обеспечить водителю и пассажирам автомобиля комфортную и мягкую поездку, несмотря ни на какие дорожные «шероховатости».

Компания использовала этот постер в течение 15 лет, лишь подставляя названия новой продукции под изображение Бибендума. Нельзя сказать наверняка, когда слово «Бибендум» стало нарицательным именем для персонажа. Однако доподлинно известно, что в 1908 году компания Michelin опубликовала в одной из газет колонку под названием «Бибендум».

В 1898 году в Российской империи (Санкт-Петербург) выходит первая отечественная книга, посвященная автомобилям: «Самодвижущиеся экипажи с паровыми, бензиновыми и электрическими двигателями». Издателем выступил Н. Песоцкий.

Две главы были посвящены рассказу о компании Michelin, ее продукции и шинных тестах. В 1899 году автомобиль под названием «Jamais Contente» проехал со скоростью 100 км/ч — на нем были шины от Michelin. Это стало новым рекордом по быстроте езды на автомобиле.

1900 год в истории компании знаменателен тем, что был опубликован первый путеводитель под названием «Красный гид Michelin» («Michelin Red Guide»). Гид изначально представлял собой список различных мест, которые бы могли пригодиться путешественнику, например: отели, ремонтные мастерские, закусочные или платные автомобильные стоянки. Он распространялся бесплатно и имел весьма умеренный спрос. Однако его ждало большое будущее. В первых 35 тысячах копий путеводителя были напечатаны пророческие слова Андре Мишлена: «Этот гид рожден на рассвете нового столетия, и будет существовать так же долго, как само столетие».

С 1904 по 1906 происходит активное развитие компании. Появляются первые склады продукции в Российской империи — Москве и Варшаве. Завод Michelin в Клермон-Ферран занимает уже почти 30 гектаров и на нем трудятся почти 4 тысячи человек. Выходит новая модель шин «Michelin Sole», оснащенная специальными металлическими штифтами. Это изобретение теперь повсеместно известно как «шипованная резина», обеспечивающая лучшее сцепление колес с дорожным покрытием.

В Лондоне основана дочерняя компания «Michelin Tyre Co. Ltd.». Michelin строит свой первый завод за пределами Франции в Турине (Италия). В 1907 году компания Michelin пересекает Атлантику и строит первый завод в США в Милтауне, штат Нью Джерси (завод был закрыт в 1931 году). В Клермон-Ферране строится еще один завод. В честь первой международной автомобильной выставки в Санкт-Петербурге организована гонка Москва-Санкт-Петербург. Победителем становится А. Дюре на автомобиле «Лорен-Дитрих», оснащенный шинами Michelin. Средняя скорость победителя на маршруте достигает 70 км/ч. 

В начале 1909 года шины Michelin продавались во многих городах Российской империи, среди которых: Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Киев, Харьков, Рига и Варшава. В российском журнале «Автомобиль» появляется рубрика «Беседы Michelin», просуществовавшая два года. В ней публиковалась полезная информация о шинах различных марок.

В конце 1912 года шины Michelin можно было купить уже в 29 городах Российской империи, а в 1913 году количество городов достигло 33 и продолжало расти. При этом дилерская сеть Michelin в России перед началом Первой мировой войны была одной из самых разветвленных. В ряде городов тогда работало по несколько дилеров: в Санкт-Петербурге — пять, в Москве — четыре, в Варшаве — три, в Баку и Одессе — по два.

В этот же период состоялся конкурсный отбор грузовых автомобилей для русской армии, получивший название «Пробег военных грузовиков»: Санкт-Петербург-Новгород-Тверь-Москва-Брянск-Орел-Тула-Серпухов-Санкт-Петербург. Несколько авто были оснащены шинами Michelin и машины успешно прошли испытание. Компания демонстрирует свою продукцию на автомобильном заводе в Одессе.

В Москве открывается «Русское генеральное агентство шин Michelin», которое просуществовало до 1915 года, и было закрыто из-за начавшейся годом ранее Первой мировой войны.

Менее чем через три недели после объявления Первой мировой войны в 1914 году, Michelin предлагает французскому правительству свою помощь в постройке самолетов. Первые сто самолетов были переданы государству бесплатно, остальные продавались по обычной стоимости. В целом Michelin произвел 1884 летательных аппарата на своем заводе в Клермон-Ферране. Шинный склад на время превращается в госпиталь, где размещалось почти 3000 раненых военных.

В 1914 году Русское генеральное агентство шин Michelin начинает издавать собственный журнал «Шина», который стал первым в России специализированным рекламно-информационным изданием подобного рода (просуществовал всего год).

Связи компании с Россией не прервались и после Октябрьской революции. Продукция Michelin продолжала поставляться в Россию и во время становления советской шинной промышленности. Прежнего уровня отношений за годы советской власти, конечно, достигнуть не удалось. В СССР существовала государственная монополия на внешнюю торговлю с другими странами, поэтому продукция Michelin ввозилась в страну через соответствующие советские организации. Одной из наиболее популярных статей ввоза тогда были шины для тяжелых грузовиков и карьерных самосвалов.

В 1916 году компания занимается строительством взлетно-посадочной полосы для самолетов, которые смогли бы взлетать с нее даже при сильном дожде. Так была построена первая в мире бетонная взлетная полоса в районе Улнау (Aulnat) близ Клермон-Феррана.

Впервые пассажирская шина низкого давления модели «Comfort» (паспортное давление в шине — 2,5 бар) прошла 15.000 километров в 1923 году.

Два года спустя Michelin приобретают почти 9 гектаров земли в юго-восточном регионе Вьетнама близ деревни Даутиенг (Dautieng), а также 5,4 гектаров в Тянь-Лое (Thuan Loi) для создания на этих территориях собственных каучуковых плантаций (в 1975 они будут закрыты).

В 1926 году Michelin публикует первый туристический путеводитель (будущий «Зеленый Путеводитель», «Green Guide») о северо-западном регионе Франции. Не забывает компания и о своем первом детище, «Красном гиде».

«Красный гид Michelin» сегодня — это наиболее известный и влиятельный из ресторанных рейтингов. Новый обладатель одной звезды Michelin сразу превращается в легенду. В то же время потеря звезды для известного игрока ресторанного рынка не только оборачивается личной трагедией для его шеф-повара, но и неизбежно ведет к заметному снижению доходов заведения. 

В 1927 году на заводе в Клермон-Ферран работает уже 10 тысяч человек. Построена первая фабрика в Англии, в Сток-он-Тренте (графство Стаффордшир), и еще одно производство запускается в Италии, в Тренте. В 1928 году Эдуард Мишлен назначает своего сына Этьена (Etienne Michelin) совладельцем компании.

В 1935 году компания «Citroen» за долги отходит к своему крупнейшему кредитору — Michelin. Под знаком «Citroen» Michelin начинают разрабатывать проект малолитражного автомобиля, в результате чего появляется «Citroen 2CV».

Интенсивные исследования в области шин продолжаются: разработана радиальная конструкция корда. 4 июня 1946 года Michelin регистрирует патент на радиальную шину.

В 1948 году радиальная шина, запатентованная Michelin, выводится на рынок под названием «Michelin X».

В 1952 году Michelin применяет радиальную конструкцию корда на грузовых шинах. В 1964 году «Французская мануфактура Michelin» поглощает фирму «Pneu Laurent».

В 1967 году на смену шинам «Michelin X» приходит улучшенная модель «Michelin ZX».

В 1988 году Michelin строит производственные площадки в Азии: Тайланде и Японии.

После приобретения компании «Uniroyal Goodrich Tire» (США) в 1990 году, Michelin достигли необходимых размеров для стабильного развития в Северной Америке.

В 1994 году мир увидел шины «Michelin Energy» — первые шины, одним из главных качеств которых стала улучшенная топливная экономичность. После почти 80-летнего перерыва, в Москве вновь открывается представительство компании Michelin.

В 1996 году венгерская компания «Taurus» поглощена Michelin. Первый завод Michelin построен в Китае.

В 2000 году Michelin заявляет о своем участии в «Формуле 1» и одерживает в дальнейшем четыре победы.

2002 год. Michelin начинает строительство нового завода в Давыдово (Орехово-Зуевский район, Московская область, Россия), который будет открыт в 2004 году. На российском рынке и в странах СНГ Michelin реализует легковые, грузовые, крупногабаритные, авиационные и сельскохозяйственные шины. В 2005 году завод Michelin в Давыдово произвел миллионную шину по счету.

В 2007 году компания Michelin празднует столетие своей деятельности в России. В крупнейших городах организованы праздничные мероприятия, посвященные началу учебного года под девизом «Жизнь ребенка — бесценна!». Создание «Фонда Michelin Давыдово», предназначенного для финансовой поддержки социально значимых проектов в сельском поселении Давыдово.

В 2010 году состоялось открытие коммерческого агентства Michelin в Украине.

В 2012 году компания Michelin была признана «Шинным производителем года» по решению жюри международной премии в области шинных технологий за инновации и технологическое совершенство («Tire Technology International Awards for Innovation & Excellence 2012») в составе 21 всемирно-известного эксперта.